Готовимся к дистанционному уроку

Готовимся к дистанционному уроку

Многие, причем, очень опытные коллеги, будут первый раз в жизни проводить онлайн-занятия. Это отличная возможность для развития собственных навыков и образовательной среды в России в целом.

Однако, существуют и трудности. При проведении урока онлайн необходимо решить целый ряд проблем: необходимость настройки видеокамеры и звука, определиться с используемыми методами, управлять вниманием учащихся, часто не имея визуального контакта.

Будьте готовы к тому, что в первое время могут возникнуть трудности с контролем учеников. И учеба в домашней обстановке может повлечь за собой целый ряд трудностей. Родители учащихся очень разные, как и сами учащиеся. Есть пассивные родители, мало мотивированные. С ними сложно, но вовлекать во взаимодействие надо. Есть, наоборот, излишне активные. И с ними тоже не просто. Необходимо информировать родителей об организации обучения в дистанционной форме, познакомить их с расписанием занятий и правилами поведения во время уроков всех членов семьи, присутствующих дома.

В этом процессе взаимодействия нет правильных решений и идеальных алгоритмов. Здесь важны гибкость и возможность быстрой адаптации. Учителям придётся учиться быстро и много. Учиться друг у друга и самостоятельно.

Основные шаги.

  1. Выявить тех, кто сможет получать информацию и взаимодействовать онлайн, продумать форму работы с такими учащимися, средство связи для проведения урока Skype, Zoom и т.п.
  2. Нужно проанализировать активность учащихся и родителей, а так же возможности и сложности педагогов.
  3. Четко определяем группы родителей (законных представителей), (по активности и возможностям), подключаем активных родителей к сотрудничеству и помощи, особенно для младших школьников.
  4. Организовать рабочее время учителя и учеников, распределив учеников по времени и количеству, составив расписание занятий.
  5. Определяем график взаимодействия. Включаем в график и описываем формы взаимодействия с родителями (виртуальные консультации, обсуждения и др).
  6. Подключаем классного руководителя.
  7. Перестраивать алгоритмы, максимально упрощая технические и организационные сложности, ради повышения эффективности общения учителей и учеников между собой в малых группах

Организация рабочего места и условий проведения онлайн уроков всей участников ДО

Работа и обучение из дома имеют много соблазнов и факторов, которые отвлекают от процесса и могут являться серьезной помехой.

Вы можете стать свидетелем разных взаимоотношений в семьях. Поэтому перед началом видеоконференций, просите детей предупредить всех домочадцев о необходимости во время урока соблюдать тишину, этику, стиль одежды (наличие одежды), так как это будет влиять на качество урока. Во время проведения урока у кого-нибудь из учащихся может быть нестабильное интернет соединение, по причине которого ребенок может отсутствовать на непродолжительное время. Спокойнее относитесь к таким ситуациям: дети достаточно быстро привыкают справляться с небольшими техническими трудностями и своевременно «возвращаться на урок».

Шумовые помехи (музыка, лай собак, крики птиц, включенный телевизор, ремонтные работы у соседей и т.п.) могут стать причиной некачественно проведенного урока онлайн.

Если вы запланировали на уроке использовать учебники, тетради, карандаши и т.п., то предупредите учащихся перед уроком, организация рабочего места может занять определенное время.

Ученики так же будут отпрашиваться с урока, для посещения ванной комнаты, обговорите это заранее.

Ученики не должны тратить время и драгоценную концентрацию на разглядывание фона, на котором учителя появляются у них на мониторах или на экранах смартфонов.

В домашних условиях лучшим фоном, на котором будет выступать учитель, является светлая стена без каких-либо деталей.

Садитесь перед камерой так, чтобы были видны жестикулирующие руки, которые будут концентрировать и удерживать внимание учащихся.

Учитывайте расположение камеры. Если вы ведёте трансляцию со смартфона, закрепите его на штативе. Если с ноутбука — то угол наклона крышки (на ней закреплена камера) сильно влияет на пропорции вашего лица в кадре. Найдите оптимальный угол наклона, при котором ваше лицо вам будет нравиться и учащимся будет его хорошо видно.

Усильте эмоциональную уверенность в кадре, экспрессию и мимику лица. Вашему лицу, шее и плечам придётся невербально выражать те нюансы, которые в аудитории мы выражали всем телом.

Непривычный формат работы — это дополнительный стресс. От него нередко пересыхает горло. Позаботьтесь о том, чтобы рядом с вами стояла чашка с чаем или водой.

Подготовьте себе удобные стул или кресло. Критерии идеального сидячего места: у него есть хорошая опора для спины, ему желательны подлокотники, оно не скрипит и достаточно мягкое.

У комнаты, из которых Вы ведет урок, в должна быть хорошая звукоизоляция. Если её нет — это действительно будет мешать работе в режиме онлайн. Ваша семья должна понимать, что Вы на работе и не отвлекать вас. Если в семье есть дети, кто-то должен во время трансляции присматривать за ними. То же касается и животных.

Внешний вид. Одежда и жесты. Во время очных занятий мы используем много приёмов для удержания и переключения внимания. При живом общении нам доступны расположение и перемещение в пространстве, язык тела, позы и жесты для управления вниманием, контакт глаз с конкретными учениками в классе. Всё это прекрасно работает «вживую», но мы чувствуем себя не очень уверенно, когда лишаемся этого, переходя в онлайн-формат. Чем это всё можно заменить? Ведите трансляции в выразительной одежде. Лучше, если она будет однотонной, чёткого силуэта. Это очень помогает удерживать внимание. Камера безжалостна к деталям.

Прическа в кадре это выглядит совсем иначе. Для успешной работы важно то, как выглядит «говорящая голова», включая причёску. Чтобы понять, как вы будете выглядеть в кадре, включите лампы подсветки, сядьте за рабочий стол и включите встроенную фотокамеру. Это та же самая камера, которая будет вести трансляцию. Сделайте несколько фотографий и внимательно их рассмотрите: в порядке ли одежда, не попадают ли в кадр ненужные предметы и т. п. Выберите подходящий ракурс.

Технические детали. Если у вас есть ноутбук, то в первое время не понадобится ни веб-камера, ни микрофон, ни наушники. Может понадобиться подсветка. Программы Skype  и Zoom для групповых онлайн-занятий будут очень хорошими помощниками.

По возможности ведите видеозапись своих уроков (предупредив учеников, конечно). Это поможет вам не только подготовить в будущем полноценный онлайн-курс, но и даст возможность при пересмотре записи увидеть свои методические ошибки.

Такие ошибки лучше сразу исправлять, формируя новые привычки.

Обсуждайте с коллегами методическую и техническую сторону работы в онлайн-формате.

Как этому всему научиться? Онлайн-преподавание и онлайн-консультирование — это новые профессиональные области. Тут пока нет единых стандартов профессионализма, они пока еще формируются.

Текущая история с карантином может приведёт к росту профессионалов, вовлечённых в дистанционное обучение.